Льготная растаможка авто: помощь волонтерам или спекулянтам?
С началом полномасштабной войны России против Украины депутаты упростили ввоз товаров из-за границы, в частности, отменили пошлину на импортные автомобили. Такое решение было обусловлено военными и гуманитарными потребностями страны. Благодаря беспошлинному ввозу многие воинские подразделения получили тактические автомобили, а волонтеры – «колеса» для развоза помощи в тылу и на фронте.
Однако Верховная Рада может вернуть таможенную пошлину еще до окончания военного положения. В чем причина, разбирался Центр общественного мониторинга и контроля.
Плюсы беспошлинного ввоза
Верховная Рада 24 марта приняла Закон №2142-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об усовершенствовании законодательства на период действия военного положения», которым освободила физических лиц от уплаты таможенных платежей при ввозе транспортных средств.
Согласно закону, во время военного положения не нужно платить НДС, акциз и ввозную пошлину при растаможке автомобилей. Украинцы могут самостоятельно декларировать ввозимые легковые автомобили онлайн без уплаты таможенных платежей. Правила действуют с 15 апреля и призваны упростить доставку автомобилей для гуманитарных и военных нужд.
Задекларировать автомобиль можно в личном кабинете на Едином государственном информационном вебпортале «Единое окно для международной торговли». После онлайн оформления предварительной декларации можно завозить автомобиль в Украину.
По словам заместителя главы Государственной таможенной службы Александра Щуцкого, по состоянию на 14 мая ввезено 80 тысяч автомобилей с бесплатным растаможкой. Как рассказал в Медиацентре Украина и. начальника Львовской таможни Даниил Меньшиков, с 24 февраля через пункты пропуска во Львовской области провезли 10 700 автомобилей для Вооруженных Сил Украины и 13 тысяч легковых машин для физических лиц. Также через Львовскую область было завезено 164 тонн гуманитарной помощи.
Минусы нулевого растаможивания
Таможенники утверждают, что возможностью бесплатно ввезти авто пользуются не только волонтеры и люди, потерявшие автомобили, но и спекулянты. Желающих привезти авто из Европы так много, что на границе с ЕС образовались огромные очереди. Например, 13 мая на пропускном пункте Будомеж/Грушев была зафиксирована очередь из авто протяженностью 14 км. Поэтому, по словам и.о. начальника Львовской таможни Даниила Меньшикова, скорость прохождения границы гуманитарными грузами существенно снизилась. В результате украинцы, в том числе и военные, не успевают получить другие важные грузы.
При этом таможенники заметили, что часть завозимых автомобилей относятся к категории предметов роскоши. Например, среди автомобилей беспошлинного импорта – AUDI Q7 за 2,4 млн грн, Cadillac Escalade за 3,1 млн грн, Mercedes-Benz S400 за 3,3 млн грн, Mercedes-Benz S560 за 3,7 млн грн и другие люксовые машины.
«На данный момент средняя стоимость большинства завозимого транспорта – 5-10 тыс. евро. И где-то 30% – это автомобили премиум-класса стоимостью от 20 тыс. евро и выше», – рассказал первый заместитель председателя Государственной таможенной службы Александр Щуцкий.
Чтобы упорядочить ситуацию на границе, правительство приняло распоряжение, позволяющее физлицам завозить авто только в трех пунктах пропуска: «Грушев-Быдомеж» на Львовщине, «Устилуг» в Волынской области и «Малый Березный» на Закарпатье. Однако даже после этого очереди в пунктах пропуска остались.
Окно возможностей закрывается?
В Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект, отменяющий бесплатное растаможивание авто на время военного положения. Среди авторов документа председатель парламентского Комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Данило Гетманцев.
«Считаю, что мы должны упразднить это решение, потому что оно бьет по нашим товаропроизводителям. Оно сыграло определенную роль, когда в Украину были завезены товары для борьбы с дефицитом, но сейчас его нужно отменить, потому что оно больше вредит, чем приносит пользу», – убежден Гетманцев.
По его словам, решение о льготном растаможке обошлось в дефицитный госбюджет в 350 млн грн. Государство недополучает налоги, кроме того, из-за ажиотажа с автомобилями на границе стоят важные гуманитарные грузы.
Впрочем, эксперты не согласны с позицией Гетманцева, отмечая, что нулевая пошлина выполняет поставленную задачу: пополняет уничтоженный войной автопарк украинцев.
«Я вижу, насколько возрос спрос (на покупку авто, – ред.) после того, как выросло количество сделок в нашем сервисном центре. Приблизительно в два раза от того, что было в конце марта», – сообщил руководитель главного сервисного центра МВД Евгений Моисеенко во время пресс-конференции в Медиацентре Украина – Укринформ.
Беспошлинный ввоз авто стал плюсом не только для волонтеров, которые доставляют гуманитарную помощь и поддерживают ВСУ. Оно открыло возможность развития других сфер: грузовых и пассажирских перевозок. Специалисты обратили внимание, что сейчас есть уникальная возможность обновить парк грузовиков и автобусов. Пока закон не отменили, есть хорошая возможность импортировать более современные транспортные средства для обеспечения восстановления Украины.